logo
Russian Woman Journal
www.russianwomanjournal.com
Театр - Кино - Выставки

12 Февраля 2008, Вторник

Интервью с Виктором Собчаком, директором лондонского театра 'Act Provocateur Int.'

 http://www.actprovocateur.net/home.html

Интервью взяла  Наташа Стюард

 

- Hевольно возникающий вопрос: как пришла идея о создании своего театра в Лондоне? И трудно ли было ее осуществить?


Виктор Собчак- Виктор Собчак: Просто не представляю, чем еще я мог бы заняться, кроме театра. Слишком уж долго я в нем варился, чтобы в таком возрасте менять себя и свою жизнь... Трудно ли было осуществить эту затею? До сих пор не понимаю, как мне это удалось. Ни фондов, ни знакомств у меня в Лондоне не было, когда я это дело в 1996 начал. Потом появились актеры, которые в меня поверили, и люди, которые дали деньги на какие-то проекты. У меня даже англо-русская школа-студия была. А сейчас есть своя база  маленький театрик на 50 мест. И пока он наш.

- На ваш взгляд, сильно ли отличается британская театральная публика от российской?

- Виктор Собчак: Думаю, что публика везде одинакова. Я работал по всему миру и уверен, что публика в Новотроицке мало отличается от кенийского Кисуму или американского Минеаполиса. Есть, конечно, какие-то нюансы, но закон един: если у тебя хорошая постановка - публика тебе аплодирует, если плохая - свистит и уходит.

- B России Вы зa "неугодныe пьесы" попадали в психбольницу. Есть ли у британских театров кодекс правил, запрещают ли им что-нибудь? Вас кто-нибудь здесь проверяет?

- Виктор Собчак: Ну, в дурдом меня всего лишь раз посадилu за спектакль Музыка и Религия в котором были куски из Джизуз Крайст Суперстар . В Британии никто меня не проверяет, кроме противных инспекторов противопожарной охраны. Им главное, что если свечка на сцене настоящая , то держи ее в руке и имей за кулисами ведро с водой, и чтобы везде были таблички с пожарными выходами. А кто здесь вообще может что-то проверять? Государству на театр, впрочем, как и на все остальное искусство- наплевать.Есть определенные фонды поддержки, которые распределяются по-советски ..

- Лондонская театральная публика довольно избалована - у нее всегда есть выбор, куда пойти. Как Вы выбираете новую пьесу для постановки, eсть ли какой-то критерий отбора?

 Виктор Собчак- Виктор Собчак: У меня всегда один критерий для выбора, и он очень простой - пьеса должна мне нравиться! Но я не большой поклонник британского репертуара. За исключением Пинтера, Беркоффа и Беккета - британских авторов я не ставил. Правда, есть исключение: мы работаем довольно серьезно с начинающими авторами, даем им, как говорится, шанс увидеть свое дитяти на сцене.
И получилось так, что из-за громадного вакуума на британской сцене (я имею в виду западноевропейскую и русскую драматургию)  я обеспечен неизвестными для местной публики шедеврами до гробовой доски. Скажем, еще в 1997 я был первым режиссером, который показал британцам все четыре Маленькие Трагедии Пушкина...
Да вы посмотрите британскую репертуарную афишу, и вам совсем не просто будет найти там имена - Сартра, Ионеско, Гельдерода, я уже не говорю о пьесах и инсценировках по Булгакову, Набокову и Ерофееву. Но в этом есть и свои сложности - английская публика очень инертна в своих представлениях где потратить червонец, и поэтому собрать публику на неизвестного им автора очень сложно.

- Год назад я попала на спектакль "K-PAX" по книге американского писателя Джина Брювера, по которой в Штатах был снят фильм с Кевином Спейси в главной роли. На мой взгляд, Вам тогда удалось невероятное - переплюнуть Голливуд с его техническими возможностями и толстым бюджетом. Ваша постановка по сравнению с тем серым фильмом была просто гениальной, и даже ваши актеры играли сильнее голливудских. Как Вам это удалocь?

- Виктор Собчак: Спасибо на добром слове. С K-PAX была смешная история. Aктриса театра принесла мне (зная мои пристрастия к сумасшедшему дому) первый том этой трилогии, мне роман понравился, и я стал писать инсценировку, та же актриса отыскала e-mail Джина Брювера. Мы с ним связались, и он предложил нам свой сценический вариант для премьеры. Я прочитал это дело и в очень вежливой форме ответил ему: "Никуда не годится!" Голливудский автор был ошарашен такой русской наглостью, но после того, как я ему выложил все мои претензии, он согласился на правки, и продолжались они 3 месяца ежедневных обменов мылом . Результат оказался совсем неплохим..

- Hе перестаю удивляться, практически каждые две недели у вас идет новый спектакль. Это огромный труд. Как Вам это удается?

 Виктор Собчак- Виктор Собчак: Частая смена репертуара - это британская данность. Здесь нет репертуарного театра и пьеса живет от одной до 6 недель. Это действительно огромный труд, и в первый год, когда нам удалось найти эту площадку, я поставил 14 спектаклей. Cейчас дело немного изменилось, у нас есть визитеры , то есть другие компании, которые снимают театр на 2-3 недели, есть несколько своих режиссеров, так что я ставлю всего 6-7 спекатклей в год.

- Часто ли работаете себе в убыток, на голом энтузиазме? Все-таки театр находится далеко от Вест Энда, и очевидно, не всегда удается собрать полный зал. Aренда помещения в Лондоне стоит немалых денег, как Вам удается держаться на плаву? Есть ли какой-то секрет?

- Виктор Собчак: Фриндж (или альтернативный театр) в Англии прибыли принести не может. Иногда, когда удается найти фонды или мецената, то какая-то прибыль появляется.Секрет тут один - актер в Англии может зарабатывать только в Вест-Энде или в кино, на телевидении или в рекламе. Но актеров гораздо больше, чем предложений, а актеру, как и спортсмену, нужно быть постоянно в форме. Потом на фриндже актер может играть большие и интересные роли в приличных спектаклях, а в кино и на ТВ для большинства - это маленькие рольки. Потом куда-то нужно приглашать своих театральных агентов...
Да и вообще, актер не может жить без театра.
В финансовом отношении нас выручают те компании, которые сним��ют у нас зал, но чаще всего актеры, очень хорошие профи, играют на голом энтузиазме. Почти все они имеют вторые профессии - от стойки бара до менеджмента. И это отвратительно! Очень трудно играть Офелию после того, как часов 5 продавал пиво в пабе... Но это британская действительность - это капитализм! Нас выручает еще и то, что у нас есть школа-студия, где мы даем молодым актерам и режиссерам тренинг. Понятно, что это не бесплатное дело для студентов. Но мы тоже, как и все остальные, бегаем по озвучиваниям, кинопробам и так дал��е. Вы правы, это совсем не сладкая жизнь. Но иной у нас нет.

- Bаш театр принимает участие в Единбургском фестивале? Посоветовали бы Вы туда ехать, невзирая на фестивальную панику, подоражание билетов и нехватку мест в гостиницах?

- Виктор Собчак: С Эдинбургским фестивалем я рекордсмен. В этом году это был мой 10-й фестиваль. Сейчас мы работаем там каждое лето. Этот фестиваль  абсолютно уникальное явление, самый большой и самый лучший театральный праздник планеты. Уж поверьте мне, я фестивалил и в России, и в Европе-Африке-Америке и Эдинбургский фестиваль ни с чем сравнить нельзя. Если у вас есть возможность вырваться туда, хотя бы на несколько дней - вперед!

- Bы переехали в Лондон из Америки. Почему? Вам не понравилось в самой богатой и благополучной стране мира?

- Виктор Собчак: Америка мне не понравилась потому, что она была похожа на СССР - только зажравшийся. Какая-то там атмосфера... ну, не моя. Там нельзя быть самим собой, но нужно быть или 100%-м американцем или иммигрантом на Брайтон-Бич. А я хочу быть самим собой. В Англии всем на меня наплевать, и мне позволяется быть самим собой ? то есть сумасшедшим русским режиссером, работающим с международным сбродом со странным репертуаром. И потом, в Америке театр существует только в двух городах ? в Нью Йорке и Сан Франциско. Все остальное - это чушь собачья. Именно в Америке я понял, что такое капитализм и что мы потеряли с развалом Союза. В Америке более, чем где либо нужно расталкивать всех локтями, если хочешь чего-то достичь. А я не люблю толкаться в толпе.

- Никогда не жалели, что попали в Лондон? Что Вам больше всего нравится в Лондоне?

 Виктор Собчак- Виктор Собчак: Я обожаю Лондон. С первого визита в 1991-м, когда приехал сюда просить у Артема Тарасова денег на мой первый Эдинбургский фестиваль.
Я себя чувствую здесь дома, и я исходил весь Лондон пешком. Люблю его погоду, улицы, дома и прекрасное чувство потерянности в громадном мегаполисе У меня один сосед - старый рокер-наркуша, а второй - дедушка-ирландец, а в соседнем доме живут негры с Ямайки, с которыми мой сын слушает хип-хоп. И мы с ними находим общий язык. Я здесь кому-то нужен, скажем, тем актерам и студентам, которые понимают, какой я замечательный, талантливый, умный, красивый, незаменимый... лапочка моя! Я люблю бродить по его уличным рынкам и большую часть театральных костюмов и декораций покупаю именно там. Я люблю Лондон - еще раз за то, что он отстранен от меня и снисходительно позволяет МНЕ, Виктору Собчаку, бродить по его прекрасным улицам и копошиться в каких-то проектах...

- Eсть ли у театрa будущее, если уже сейчас практически в каждом доме - интернет, спутниковое телевидение, видео?

- Виктор Собчак:  Когда появились кино и телевидение, театру тоже предрекали смерть, но он выжил, как видите.. Театр уникален тем, что все происходит сейчас, в сей момент и через два часа все растает в воздухе, чтобы завтра родиться вновь.

Интервью взяла  Наташа Стюард


CHEKHOV'S SEASON at the "Lion & Unicorn Theatre".
We started with 'The Seagull' (January 2008 and currently rehearsing 'The Cherry Orchard' (run in February-March 2008)

You can book your tickets on-line  http://www.actprovocateur.net/home.html

or phone  us 0207 4859897

Отзывы и комментарии направляйте на адрес редакции

Опубликовано в женском журнале Russian Woman Journal www.russianwomanjournal.com - 12 Февраля 2008

Рубрика:  Культура

 

Уважаемые Гости Журнала!

Присылайте свои письма,  отзывы, вопросы, и пожелания по адресу  lana@russianwomanjournal.com

Matisse
Культура: 
Театр-Кино-
Выставки
Наталия Стюард
Лондонская выставка "Французские и русские шедевры..."
witch
Театр в Лондоне
'Act Provocateur Int.'
3 short plays:
THE WITCH,
MAD GIRL and
NO EXIT
Scotland
Путешествия по Шотландии
Наталия Стюард
Эдинбургские и англо-шотландские
дорожные впечатления
Reading
Путешествия по Англии
Наталия Стюард
По следам Троих в лодке, не считая собаки
Venecia
Путешествия по Италии
Ирина Скарборо
Италия - Это сплошная Феличита.
Часть2
Italy
Путешествия по Италии
Ирина Скарборо
Италия - Это сплошная Феличита
Часть1

Все рубрики журнала:

Главная

 


1000 нужных ссылок | Site map | Legal Disclaimer | Для авторов